Регионам предоставлено право оценивать качество оказываемых НКО общественно полезных услуг
Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливается, что качество оказания социально ориентированной некоммерческой организацией (далее – СОНО) общественно полезных услуг будет оцениваться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с их компетенцией. Ранее оценку качества оказываемых СОНО названных услуг в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации критериями осуществляли только федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, предусмотрена возможность признания социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и включения этой организации в соответствующий реестр не только по решению Минюста России, но и его территориальных органов.
Федеральный закон вступил в силу с 25 ноября 2017 г.
Усовершенствована процедура взыскания алиментов
Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедуры взыскания алиментов» в целях обеспечения своевременной индексации и выплаты алиментов в Семейный кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми на организации и лиц, выплачивающих должнику периодические платежи, возлагается обязанность по индексации алиментов, взыскиваемых в твёрдой денежной сумме, не только в случаях получения исполнительного документа от взыскателя, но и в случаях получения такого документа или его копии от судебного пристава-исполнителя. Аналогичные изменения внесены в статью 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).
Федеральный закон вступил в силу с 25 ноября 2017 г.
О плате за услуги ЖКХ в 2018 году
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 2353-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2018 г.
В первом полугодии 2018 г. повышения платы за коммунальные услуги
не планируется.
Во втором полугодии в регионах могут поднять коммунальные платежи, но не выше установленного уровня. Так, для г. Москвы максимальный рост платы составляет 5,5%, Московской области - 4%.
КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями
Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2017 г.
№ 27-П «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»
КС РФ отметил, что Конституция РФ напрямую не закрепляет институт встреч депутатов с избирателями, что позволяет законодателю использовать различные подходы для его урегулирования, но при этом учитывая конституционные требования, касающиеся самой природы представительной власти, а также возможных форм и процедур демократического участия граждан в её осуществлении.
Институт встреч депутата с избирателями, обеспечивая их устойчивые связи, относится к статусным характеристикам депутата как народного представителя. Одновременно он служит важной формой реализации конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Встречи депутатов с избирателями в помещениях, специально отведенных местах и на внутридворовых территориях не требуют уведомления, так как проходят в ограниченном (замкнутом) пространстве, и риски в вопросах безопасности практически отсутствуют. При этом КС РФ установил, что соответствующие специально отведенные места (помещения) должны быть определены как минимум в каждом поселении, отвечать требованиям территориальной доступности для избирателей, могут использоваться депутатами всех уровней безотносительно к политической принадлежности. Однако, если проведение встречи на внутридворовой территории «перерастает» в митинг, такая встреча должна проводиться уже в соответствии с законодательством о публичных мероприятиях.
Что касается признания возможности проведения встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, то это не предполагает автоматическое распространение на такие мероприятия в полном объеме всех правил, содержащихся в соответствующем законодательстве. Необходимо учитывать специфику депутатской деятельности, специально-целевое назначение таких встреч.
Из существующего перечня форм публичных мероприятий пригодными для достижения их цели являются лишь собрание и митинг, и только последний требует согласования. При этом КС РФ напомнил, что понятие «согласование публичного мероприятия» не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение мероприятия или изменить его цели, место и форму. Власти должны привести веские доводы при отказе в согласовании проведения мероприятия в заявленном месте и предложить организаторам такой вариант, который позволил бы реализовать цели публичного мероприятия.
Одновременно КС РФ подчеркнул, что не исключается возможность проведения незапланированной встречи депутата с избирателями вне помещений, специально отведенных мест или внутридворовых территорий по инициативе самих избирателей. Но такая встреча должна быть прекращена, если возникает угроза безопасности граждан, нормальному функционированию инфраструктурных объектов или иная подобная угроза.
Пока статус лица как подозреваемого не прекращен, его допрос в качестве свидетеля по тому же делу незаконен
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2017 г.
№ 30-П «По делу о проверке конституционности положений статей 38 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Ченского»
Проверена конституционность норм о полномочиях следователя и о рассмотрении судом жалоб на его действия (бездействие).
Речь шла о применении этих норм в ситуации, когда задержанный по подозрению в преступлении после его освобождения из-под стражи допрашивается в качестве свидетеля. Причем лицо допрашивается по тому же уголовному делу без вынесения следователем решения о прекращении его уголовного преследования.
КС РФ счел положения конституционными и разъяснил следующее.
В описанной ситуации такое лицо может обратиться в суд с жалобой на бездействие следователя, выразившееся в непринятии решения о его процессуальном статусе.
При рассмотрении такой жалобы суд может разрешить, в т. ч. в целях признания права лица на реабилитацию, вопрос о необходимости принятия следователем указанного решения.
Как подчеркнул КС РФ, суд не вправе обязывать органы предварительного расследования возбуждать, прекращать либо возобновлять уголовное преследование в отношении конкретного лица. Однако такое регулирование не препятствует суду дать оценку законности и обоснованности оспариваемых действий (бездействия) или решений.
Это связано с тем, что само по себе освобождение подозреваемого из-под стражи во всех случаях означает прекращение такого процессуального статуса и уголовного преследования. Отсутствие же соответствующего процессуального документа способно воспрепятствовать ему в т. ч. в реализации прав на реабилитацию. В итоге неопределенность статуса может сохраняться вплоть до истечения сроков давности уголовного преследования.
Следователь не вправе допрашивать по одному и тому же делу, об одних и тех же событиях в качестве свидетеля лицо, чей статус подозреваемого не был прекращен надлежащим процессуальным решением. Иное может привести к нарушению конституционных прав.
Конституционный Суд РФ проверил отдельные положения УПК РФ применительно к реабилитации
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2017 г.
№ 28-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко»
КС РФ установил, что одна из норм УПК РФ позволяет прокурору в течение неопределенного срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, эффективных гарантий защиты. Поэтому указанная норма является неконституционной. В связи с этим законодателю дано поручение внести в действующее уголовно-процессуальное законодательство необходимые изменения. Они должны быть направлены на обеспечение государственной, в том числе судебной, защиты от необоснованного возобновления уголовного преследования и ограничения права на возмещение вреда лицу. При этом в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности нельзя исключать возможность отмены принятого постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Данное уточнение сделано для случаев, если выявятся новые сведения о причастности лица к совершению преступления, а такая отмена будет необходима для восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений.
До внесения изменений, вытекающих из решения КС РФ, введен временный порядок отмены или изменения постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования. Такая отмена допускается в срок, не превышающий одного года со дня его вынесения. Через год постановление может быть отменено только судом по заявлению прокурора или потерпевшего с обязательным предоставлением лицу, уголовное преследование которого было прекращено, возможности участия в судебном заседании.
Также КС РФ отметил, что в случае возвращения вышестоящим судом требования реабилитированного лица о возмещении вреда на новое судебное рассмотрение судья, ранее принимавший решения в отношении данного лица в его уголовном деле, не должен участвовать в рассмотрении этого требования. Аналогичные ограничения отмечены и для судьи, который ранее дал юридическую оценку этому требованию, вновь ставшему предметом судебного разбирательства.
Разъяснения по делам о защите прав ребенка, в т. ч. при ограничении или лишении родительских прав
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав»
Даны разъяснения по вопросам защиты прав и интересов ребенка при угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав.
Указано, что должны учитывать суды при принятии исков по ограничению (лишению) родительских прав и по их восстановлению, по отобранию ребенка и о его возврате в семью.
Указаны моменты, которые следует принимать во внимание на стадии подготовки таких дел к судебному разбирательству, при их непосредственном разрешении.
В частности, подчеркивается, что суд может принять решение о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, только с его согласия.
Поясняется, кто и в каких случаях может предъявлять иски об ограничении родительских прав. Решение по таким делам суд выносит без указания срока такого ограничения. К усыновителям тоже может быть предъявлен подобный иск.
Перечень оснований для лишения родительских прав в СК РФ является исчерпывающим. Разобрано каждое из них.
Приведены нюансы отмены ограничения родительских прав и их восстановления.
Выделена специфика дел об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Отмечено, что тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для такого отобрания, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития исходя из имеющихся возможностей.
Признаются утратившими силу некоторые ранее сформулированные разъяснения по спорам, связанным с воспитанием детей.
В Московской области пересмотрены отдельные положения об обеспечении тишины и покоя граждан
Законом Московской области от 17 ноября 2017 г. № 193/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» установлено, что не допускается нарушение тишины и покоя граждан
до 9 часов 00 минут и с 19 часов 00 минут в будние дни, до 10 часов 00 минут и с 19 часов 00 минут по субботам, круглосуточно в воскресенье и установленные в соответствии с федеральным законодательством нерабочие праздничные дни в квартирах и помещениях общего пользования в многоквартирных домах, жилых домах, жилых помещениях и помещениях общего пользования в общежитиях. Такое требование не распространяется на указанные действия в случае их совершения в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня ввода его в эксплуатацию.
Закон вступает в силу с 1 декабря 2017 г.
Внесены поправки в Кодекс Московской области об административных правонарушениях
Законом Московской области от 8 ноября 2017 г. № 185/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» увеличены суммы штрафов за следующие правонарушения: за несанкционированное проведение работ, связанных с нарушением асфальтобетонного (иного твердого) покрытия подъездных путей, дорог, улиц, тротуаров, внутриквартальных и внутридворовых проездов, иных площадей и территорий; за ненадлежащее содержание объектов (средств) наружного освещения, в том числе нарушение уровня освещенности; за несвоевременную очистку или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, контейнеров, бункеров-накопителей, на контейнерной площадке или вокруг нее. Изменения нацелены на совершенствование законодательства Московской области об административных правонарушениях.
Закон вступает в силу с 1 января 2021 г.
О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области.
Законом Московской области от 8 ноября 2017 г. № 187/2017-ОЗ
«О поддержке территориального общественного самоуправления в Московской области» определены цели и задачи поддержки территориального общественного самоуправления в Московской области, а также полномочия органов государственной власти по данному вопросу. Установлено, что поддержка территориального общественного самоуправления осуществляется в целях создания условий для реализации прав жителей Московской области на осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения и призвана активизировать участие жителей в социально-экономическом развитии муниципальных образований, вовлечь жителей в процессы формирования и развития территориального общественного самоуправления, усовершенствовать взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления.
Закон вступил в силу с 25 ноября 2017 г. и применяется к правоотношениям, связанным с формированием бюджета Московской области на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
Скорректированы правовые и организационные вопросы регулирования отношений, связанных с прохождением муниципальной службы в Московской области
Законом Московской области от 8 ноября 2017 г. № 188/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальной службе в Московской области» изменен порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Теперь гражданин, претендующий на замещение должности руководителя администрации, муниципальный служащий, замещающий должность руководителя администрации, предоставляет данные о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Московской области.
Пересмотрены положения о предоставлении дополнительных отпусков муниципальным служащим.
Закон вступил в силу с 25 ноября 2017 года.
Пересмотрены основные положения о выборах Губернатора Московской области
Законом Московской области от 10 ноября 2017 г. № 192/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О выборах Губернатора Московской области» установлено, что голосование на выборах Губернатора Московской области может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября. Исключено понятие и правовое регулирование открепительного удостоверения. Определено, что избирательное объединение, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) должны представлять список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Отмечено, что использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случае использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
Закон вступил в силу с 25 ноября 2017 г.
Внесены изменения в законодательство Московской области о благоустройстве
Закон Московской области от 8 ноября 2017 г. № 184/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О благоустройстве в Московской области» конкретизировано понятие «нормируемый (обязательный) комплекс элементов благоустройства дворовой территории». Уточнены требования к установке ограждений (заборов), в частности, металлических ограждений, а также требования по содержанию и уборке территорий органами, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области. Кроме того, Законом предусмотрено, что теперь организация благоустройства и озеленения территории осуществляется с учетом мнения жителей соответствующих территорий и иных заинтересованных лиц.
Закон вступил в силу с 15 ноября 2017 г.
В Московской области установлена величина прожиточного минимума пенсионера на 2018 год
Законом Московской области от 1 ноября 2017 г. № 179/2017-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2018 год в целях установления социальной доплаты к пенсии» на территории Московской области определена величина прожиточного минимума пенсионера на 2018 год. Величина прожиточного минимума применяется для установления социальной доплаты к пенсии. Размер определен в сумме 9527 рублей, который доводится до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации. В целом, величина прожиточного минимума пенсионера увеличилась на 366 рублей.
Закон вступил в силу с 2 ноября 2017 г.
О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области
Законом Московской области от 1 ноября 2017 г. № 182/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» установлены сроки уведомления о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного или представительного органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности - не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения самого публичного мероприятия.
Закон вступил в силу с 4 ноября 2017 г.
Новый порядок предоставления отдельным категориям граждан, проживающим в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения
Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2017 г. № 902/40 «О внесении изменений в Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно»
Новый порядок определяет условия оказания государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок и бесплатного проезда, в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Указан круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи при наличии медицинских показаний. Установлено, что путевка предоставляется не чаще одного раза в течение календарного года. Уточнен перечень документов для компенсации стоимости проездных документов (билетов) и предоставления специальных талонов.
Постановление вступили в силу с 26 ноября 2017 г.
О критериях оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 октября 2017 г. № 396-РВ «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области и признании утратившими силу некоторых распоряжений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области» определен порядок и критерии оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области для формирования рейтинга указанных организаций. Оценка осуществляется в целях информирования населения о качестве деятельности управляющих организаций, их стимулирования к совершенствованию своей деятельности.
Оценка эффективности и формирование рейтинга осуществляется ежеквартально Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, по итогам деятельности управляющих организаций за истекший период.
При подготовке Обзора использовалась справочно-правовая система «Гарант»