В жизни так случается, что иногда мы попадаем в неожиданные экстренные неприятные ситуации, когда нам или тем, кто находится рядом с нами, требуется безотлагательная помощь специалистов: врачей, пожарных, спасателей или слесарей из коммунальных служб. В таких случаях иногда не сразу сообразишь, куда звонить. Для того, чтобы помочь людям сориентироваться в подобных ситуациях в 2004 году в Рузском районе была создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС).
О том, что из себя представляет ЕДДС, кто и с какими вопросами сюда может обращаться, мы беседуем с руководителем МКУ «ЕДДС Рузского городского округа Московской области» Валерием Анатольевичем Бороненковым и его заместителем Ольгой Владимировной Щербаковой.
– Расскажите, пожалуйста, какие функции возложены на ЕДДС? Кто и с какими вопросами может к вам обращаться?
О.Щ.:
– ЕДДС является органом повседневного управления на муниципальном уровне, обеспечивающим эффективное взаимодействие привлекаемых сил и средств при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации происшествий и ЧС природного и техногенного характера.
Система «112», созданная на базе ЕДДС принимает вызовы по единому номеру «112» и обеспечивает вызов экстренных оперативных служб (01,02,03,04) для организации информационного взаимодействия и осуществления контроля. Для этого в информационной системе создается унифицированная карточка, где прописываются данные заявителя (что, где произошло и т.д.), к разговору подключается диспетчер экстренной службы, в компетенции которого входит данное происшествие (ДТП, оказание скорой помощи, ликвидация пожара и тд) и диспетчер ЕДДС ведет контроль выезда и реагирования служб на происшествие.
– А номер 50-505 (+7 496-27-50-505) это тоже самое?
В. Б.
– Да, в принципе, тоже самое. Оперативный дежурный ЕДДС также принимает все звонки о происшествиях и ЧС, возникших на территории городского округа.
Оперативный дежурный оповещает руководящий состав о чрезвычайной ситуации (например: ДТП, пожары с гибелью людей и т.д.). По полученной информации о происшествиях и ЧС природного и техногенного характера готовит донесения в главное управление МЧС, службу губернатора, в министерство ЖКХ.
– Вы работаете от МЧС или у вас своя отдельная служба?
В. Б.:
– В оперативном отношении мы подчиняемся курирующему безопасность заместителю Главы администрации, Главному управлению МЧС, отделу Службы губернатора, Министерству ЖКХ, Резервному центру обработки вызова по единому номеру «112».
– Сколько примерно вызовов в сутки к вам поступает?
В. Б.:
– Приблизительно около 150 звонков, из них 50 вызов экстренных служб по единому номеру «112». В летний период и выходные дни, количество звонков увеличивается. В выходные, когда на дачи приезжают москвичи, вызовов бывает больше. Жители столицы лучше местных знакомы с системой «112».
– То есть к вам можно обратиться за справочной информацией?
О. Щ.:
– К нам, конечно, можно обратиться за справочной информацией (узнать номер телефона организации и т.д.), но предоставление данной информации не является обязанностью сотрудников ЕДДС.
По возможности, мы пытаемся помочь людям, обратившимся к нам по любому вопросу
– Понятно. А если у меня в доме трубу прорвало, я должен позвонить вам?
В. Б.:
– Да, можете позвонить нам. Мы передадим вашу информацию в управляющую компанию или в дежурную диспетчерскую службу, в компетенцию которого входит реагирование на данное происшествие, или подскажем как с ней связаться.
– А если подъезд к какой-нибудь деревне плохой, ямы на дорогах, также можно к вам обратиться?
О. Щ.:
– Можно обратиться к нам, мы передадим этот вопрос в отдел дорожного хозяйства.
– А нормативы реагирования на чрезвычайную ситуацию у вас какие-то есть?
О. Щ.:
– На ЧС реагируют экстренные службы, нормативы есть у них, а мы принимаем вызов по единому номеру «112», опрашивая заявителя и соединяем с необходимой службой, в соответствии с компетенцией, для организации взаимодействия и осуществления контроля.
– Все ваши вызовы фиксируются?
– Да, в обязательном порядке.
– Реакцию служб на вызов вы контролируете?
О. Щ.:
– Оператор Системы-112 принимает вызов, а диспетчер контролирует выезд служб, участвовавших в реагировании на происшествии.
– Бывают ли в вашей практике какие-то интересные, неординарные случаи?
О. Щ.:
– Позвонил школьник, рассказал о заложенном взрывном устройстве в гимназии. После опроса и грамотных действий оператора (были направлены СМС сообщения на номер заявителя о возможном наказании за ложный вызов), школьник перезвонил сам и сознался, что пошутил.
– Ложные вызовы у вас часто случаются?
О. Щ.:
– Нет. Когда мы только начинали эту работу, два года назад, было достаточно и хулиганских звонков (дети баловались), автодозвон. Сейчас на уровне правительства разрабатываются административные и уголовные статьи о мерах ответственности за ложный вызов. Желающих просто так позвонить стало намного меньше, а вызовы стали более обоснованными.
– Если есть какие-то срочные или даже несрочные проблемы, то звонить все-таки лучше к вам? А то у нас часто люди спешат поделиться своей бедой в соцсетях в интернете, а там ответственные лица их беду могут увидеть, а могут и не увидеть.
В. Б.:
– Да, звонить лучше нам. Мы направим на решение их проблемы необходимую службу. К сожалению, не каждый человек знает о номере «112» и может сориентироваться, куда позвонить. По передачи информации о происшествии мы среагируем более оперативно.
- С волонтерами вы тоже сотрудничаете?
О.Щ.:
– Мы сотрудничаем с волонтерским отрядом «Лиза Алерт» по поиску потерявшихся в лесу грибников, ягодников. При получении информации по номеру «112» о «потеряшке», направляется поисково-спасательный отряд, сотрудники полиции, волонтерский отряд «Лиза Алерт».
– Ваши сотрудники подготовлены к общению с людьми? Ситуации ведь бывают разные. Кого-то требуется успокоить, кого-то наоборот взбодрить.
О.Щ.:
– Во-первых, сотрудники ЕДДС проходят обучение в СЦ «Звенигород» и получают соответствующую квалификацию и каждые 3 года проходят курсы повышения квалификации. Конечно, работать с людьми сложно, не каждый может, но наши сотрудники стараются с заявителем быть тактичными, вежливыми, проявлять заботу о людях. Если требуется помощь психолога, оператор Системы-112, может переключить заявителя на психолога, который находится в резервном центре обработки вызова г. Подольск.
– У меня знакомые как-то пытались вызвать спасателей по телефону 911. Ничего у них не вышло.
В.Б.
– Тут опять же стереотипы, навязанные нам телевидением. В свое время существовала передача, где упоминался этот номер. Но она рассказывала о работе спасателей в США. Еще раз напомню, в Московской области (да и, наверное, по стране в целом) в экстренные службы вы можете обратиться по телефону «112». А для жителей Рузского городского округа есть еще номер телефона 8(49627)50-505 и 8-925-005-75-85.
Анатолий Кочетов