Налоговая служба разъясняет правила применения контрольно-кассовой техники и проверок на рынках и ярмарках в 2023 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона о применении контрольно-кассовой техники.
Продажа товара на рынке или ярмарке не освобождает от применения онлайн-кассы. Если говорить о торговле на рынке или ярмарке, то в список исключений входят:
торговля молоком, квасом или безалкогольными напитками на розлив;
торговля мороженым;
распространение газет или журналов;
ремонт обуви;
изготовление ключей;
торговля овощами и фруктами вразвал.
Вышеперечисленные категории могут торговать без кассового аппарата. Остальным – ККТ обязательна.
На 2023 год продлен мораторий на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Но это не значит, что нарушения не будут замечены, и их можно совершать.
Согласно письму ФНС России №Д-5-20/5@ от 18.01.2023 установлены следующие мероприятия по выявлению и предотвращению нарушений законодательства о применении контрольно-кассовой техники:
1. Инвентаризация торговых территорий.
2. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В ходе проведения наблюдения осуществляется, в том числе, анализ расчетов с применением контрольно-кассовой техники.
3. Профилактические мероприятия.
Если в процессе проведения выездного обследования или наблюдения выявлены нарушения в законодательстве о применении ККТ, то проводятся профилактические мероприятия.
К профилактическим мероприятиям относится:
профилактический визит;
объявление предостережений.
4. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
В этой связи в целях воздействия на «недобросовестных» налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории рынков с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, по результатам проведения вышеуказанных профилактических мероприятий и не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники допускается проведения контрольной закупки без согласования с органами прокуратуры в соответствии с абзацем 8 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 336.
В указанный перечень включаются налогоплательщики:
- которые не имеют зарегистрированной контрольно-кассовой техники при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях;
- которые ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, которое не исполнено;
- по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, не зарегистрировали контрольно-кассовую технику или не начали применять контрольно-кассовую технику при ее наличии.
В связи с чем Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области рекомендует налогоплательщикам во избежание финансовых затрат в полной мере соблюдать требования Федерального закона №54-ФЗ, а именно:
1. ККТ соответствует законодательству и есть в реестре ФНС;
2. ККТ зарегистрирована;
3. Кассовые чеки выдаются при каждом расчете и передаются сведения в ФНС;
4. Срок действия фискального накопителя не истек;
5. Каждый кассовый чек содержит QR-код;
6. Проверить его через мобильное приложение ФНС России «Проверка чека»
Следует помнить, что срок давности привлечения к ответственности, исчисляемый со дня совершения правонарушения, за все нарушения, связанные с применением ККТ, увеличен до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При этом штраф за неприменение кассовой техники напрямую зависит от суммы расчета, осуществленного без применения кассы, но не менее 10 тыс. руб. для должностных лиц и не менее 30 тыс. руб. для юридических лиц, а за повторное совершение административного правонарушения за неприменение ККТ любой налогоплательщик может получить приостановление деятельности на срок до 90 суток, если совокупная сумма расчетов, проведенных без ККТ, составит один миллион и более.
Межрайонная ИФНС России №21
по Московской области