В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона о применении контрольно-кассовой техники.
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, обязаны применять контрольно-кассовую технику. Исключения есть, но их немного и они не отменяют общие правила.
Напомним, что при ведении бизнеса на патентной системе можно не применять ККТ только при осуществлении определенных видов деятельности – таких например, как дошкольное и дополнительное образование, реконструкция или ремонт зданий, монтажные, электромонтажные, санитарно-технические и сварочные работы.
При этом осуществление предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, общественного питания, косметических и парикмахерских услуг и ремонта автотранспортных средств обязательно применение контрольно-кассовой техники.
Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области сообщает, что согласно абзацу 7 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.
В этой связи в целях воздействия на «недобросовестных» налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ допускается проведения КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
Указанные налогоплательщики должны одновременно соответствовать нижеуказанным критериям:
- не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
- ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
- по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.
На подведомственной территории Инспекции в настоящее время проведено более 150 профилактических мероприятий в отношении данной категории налогоплательщиков.
В связи с чем Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области рекомендует налогоплательщикам во избежание финансовых затрат в полной мере соблюдать требования Федерального закона №54-ФЗ, а именно:
⦁ ККТ соответствует законодательству и есть в реестре ФНС;
⦁ ККТ зарегистрирована;
⦁ Кассовые чеки выдаются при каждом расчете и передаются сведения в ФНС;
⦁ Срок действия фискального накопителя не истек;
⦁ Каждый кассовый чек содержит QR-код;
⦁ Проверить его через мобильное приложение ФНС России «Проверка чека»
Следует помнить, что срок давности привлечения к ответственности, исчисляемый со дня совершения правонарушения, за все нарушения, связанные с применением ККТ, увеличен до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При этом штраф за неприменение кассовой техники напрямую зависит от суммы расчета, осуществленного без применения кассы, но не менее 10 тыс. руб. для должностных лиц и не менее 30 тыс. руб. для юридических лиц, а за повторное совершение административного правонарушения за неприменение ККТ любой налогоплательщик может получить приостановление деятельности на срок до 90 суток, если совокупная сумма расчетов, проведенных без ККТ, составит один миллион и более.
Межрайонная ИФНС России №21 по Московской области