На практике возникают спорные вопросы о праве военнослужащего, обеспеченного постоянной жилой площадью в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте, на получение служебного жилья. Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями определен Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 1 ст. 15) и Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 99), согласно которым не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте военнослужащим служебные жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.
Такие помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить их в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
Поскольку в законодательстве Российской Федерации понятие «близлежащий населенный пункт» отсутствует, при решении данного вопроса должны учитываться такие обстоятельства, как удаленность населенного пункта, в котором у военнослужащего имеется жилье, от места прохождения военной службы, наличие необходимых жилищно-бытовых условий, разветвленной транспортной инфраструктуры, позволяющей ему прибывать в воинскую часть и обратно без угрозы причинения ущерба для боевой готовности и повседневной деятельности части.
Изложенное подтверждается судебной практикой. Кассационным определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2017 года № 202-КГ16-16 признан правомерным отказ жилищного органа в предоставлении военнослужащему А. служебного жилья по месту службы в г. Санкт-Петербурге, поскольку он обеспечен по установленным нормам двухкомнатной квартирой в городе Всеволожске Ленинградской области (25 км от г. Санкт-Петербурга), что позволяет ему в течение разумного времени добираться из дома до воинской части и обратно.
Военная прокуратура Красногорского гарнизона