Согласно территориальной схеме Московской области, в регионе формируется новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, которая включает в себя размещение на территории области 7 зон: Алексинскую, Воскресенскую, Каширскую, Ногинскую, Рузскую, Сергиево-Посадскую и Чеховскую. У наших читателей много вопросов. Мы дозвонились до генерального директора УК «Региональный оператор» Игоря Пикалова и задали прямые вопросы.
- Люди не понимают, что принципиально изменится с 1 января 2019 года в обращении с отходами. В чем смысл всей этой реформы?
- Раньше за сбор отходов отвечала управляющая компания, она заключала договоры с возчиками, основной задачей которых было вывезти отходы и разместить их на полигоне, и не всегда эти отходы на полигоне оказывались, о чем можно судить по нашим пригородным лесам. Сейчас пришло понимание того, что обращение с отходами, точно так же, как энергетика, поставки газа или тепла, должно работать как единый комплекс, с единым ответственным оператором. Поэтому на конкурсе был выбран Рузский региональный оператор, который будет отвечать за всё в кластере – от сбора, транспортировки, обработки, до обезвреживания и размещения ТКО на объектах – так называемых комплексах по обращению с отходами. Услуга становится коммунальной, а не жилищной. Для потребителя это означает, что вывоз отходов исключается из платы за содержание жилого помещения. Для нас - что будем работать по тарифам.
- Хорошо. Но кто вас контролирует при образовании тарифа? Выставить можно любую цифру…
- Свои затраты мы защищаем в тарифном органе, где проверяют и устанавливают стоимость услуги. Этот тариф общий – единый для всех на территории кластера. Вводится раздельный сбор отходов. И мы как компания становимся организацией коммунального комплекса. Это значит то, что мы должны быть открытыми не только для проверяющих органов, но и для населения, и для организаций, которые потребляют наши услуги. С точки зрения того, что мы делаем, за какие деньги и на что их тратим. Это еще одна особенность, которая тоже с 1 января вступает в действие.
- В продолжение темы раздельного сбора. Почему выбрана двухконтейнерная система для раздельного сбора отходов? Это какой-то суперсовременный подход?
- Если вы помните, с 1 сентября в Рузе мы запустили пилотный проект по раздельному сбору отходов. На площадках мы выставили контейнеры двух видов - серые и синие. Двухконтейнерная система выбрана как самая простая и удобная и, самое главное, понятная для жителей. Один контейнер - серый - для так называемых грязных отходов, для пищевых и влажных, а другой, синий контейнер, для сухих и чистых отходов, т.е для упаковки. Делается это для того, чтобы повысить процент извлекаемых полезных фракций, а, в конечном счете, уменьшить объем захораниваемых отходов. Еще одно важное нововведение - разные виды отходов вывозят разные автомобили. «Чистые» отходы забирает синий автомобиль, «грязные» - серый. Они доставляют раздельно собранные отходы на линию сортировки.
- А теперь мы подобрались к главному вопросу. Что будет с тарифами? Действительно ли их ждёт значительный рост?
- Тема болезненная, но абсолютно прозрачная. Сейчас тарифов на вывоз отходов нет. Есть некая услуга, которая хитро и непрозрачно зашита в строке «содержание жилого фонда». Поэтому первоначальная задача - ее оттуда извлечь и действительно потратить на вывоз отходов.
- Да, это так. Этим сейчас занимаются регулирующие органы, знаем…
- Так вот. Дальше в тариф, помимо вывоза отходов как таковых, попадет инвестиционная составляющая на строительство необходимой инфраструктуры в Московской области. Это современные КПО с сортировкой, компостированием и размещением отходов для захоронения. Кроме того, сейчас средняя стоимость вывоза отходов составляет около 4-5 руб. с квадратного метра, и в квитанции, к примеру, в 5000 рублей на однокомнатную квартиру в 50 кв.м. это составляет примерно 200 – 250 рублей, т.е. не более 5% от квитанции. По моей оценке, рост будет точно не в 2 раза, а с учетом предельного индекса, который устанавливается Правительством РФ по субъектам для роста жилищно-коммунальных услуг на следующий год, для МО это порядка 6 %. Т.е. в структуре подорожавшей в 2019 г. на 6 % квитанции, отходы так и останутся в пределах 5-6% от общей стоимости всех оплачиваемых жилищно-коммунальных услуг. То есть, если квитанция подорожает в нашем примере на 6 % до 5300 руб., то услуги по вывозу отходов, скорее всего, останутся в пределах 5 – 6 % от квитанции, т.е. 270 – 320 рублей. Это моя экспертная оценка. Как будет на самом деле, увидим в январе 2019.
- Понятно. Но как быть с многоквартирными домами, у которых существует мусоропровод?
- В МКД контейнерные площадки, так же, как и места для вывоза КГМ, т.е. для установки бункеров, должны быть, и мы будем настаивать перед УК на их обустройстве. Что касается СНТ и частного сектора, то мы совместно с правлением и самими жителями будем искать удобную для них форму вывоза отходов, благо что арсенал инструментов для этого, так же, как и опыт их использования, у нас есть. Единственное требование для всех: если услуга оказывается, то она должна быть оплачена, и здесь мы будем требовать исполнения этого правила от всех и всеми законными способами. Что касается мусоропроводов, то, с одной стороны, это, безусловно, удобно, с другой стороны, при эксплуатации мусоропроводов ни о каком эффективном раздельном сборе не может быть и речи. Поэтому жители сами должны выбрать: или удобство при эксплуатации мусоропроводов или дополнительный доход от эффективного раздельного сбора.
- Кто будет вывозить и оплачивать КГМ?
- Отвечать за вывоз КГМ будет региональный оператор, а оплачивать вывоз и своевременно заказывать вывоз бункера по мере его накопления должна УК, она же должна обеспечить площадку или место для установки оператором бункера для КГМ.
- А как планируете работать в частном секторе?
- Есть много инструментов работы с частным сектором. Например, так называемая система мешочного сбора. Есть система аренды контейнеров. А ещё, если позволяет логистика, можно ставить бункер на проходное место, чтобы люди бросали туда пакеты по пути на автобусную остановку, допустим. Сейчас мы выходим на частный сектор, на УК, ТСЖ, ТОСы, стараемся эту тему обсудить и предложить удобный вариант взаимодействия. Что касается заключения договоров, то это можно сделать либо непосредственно с нами, с нашей УК, в наших офисах, либо через ЕИРКЦ, либо через систему «Мои документы», доступны услуги и через Интернет. Мы создаём довольно удобную и простую систему оформления договоров, чтобы населению было понятно и удобно.
- Тема несанкционированных свалок тоже станет вашей?
- Да, эта ответственность лежит на нас, но эта деятельность не благотворительная, расходы на вывоз несанкционированных свалок будут перекладываться на собственников земельных участков, на которых такие свалки образуются.
«Рузский вестник»